ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2[1]-285/2022 от 19.05.2022 Абдулинского районного суда (Оренбургская область)

№2(1)-285/2022

56RS0005-01-2022-000576-03

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Абдулино 19 мая 2022 года

Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Ильиной Е.В.,

при секретаре судебного заседания Шерстневой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» к ФИО1 чу о взыскании задолженности за фактически потребленную электрическую энергию,

У С Т А Н О В И Л:

АО «ЭнергосбыТ Плюс» обратилось в суд с вышеназванным иском к ФИО1, указав, что АО «ЭнергосбыТ Плюс» осуществляет электроснабжение жилого дома, расположенного по адресу: ..., принадлежащего ФИО1 чу на праве собственности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Учет поставленной электрической энергии осуществляется по лицевому счету №<***>, открытому в целях расчетов с бытовым абонентом ФИО1 В ходе проведенного обследования установлено, что электроэнергия потребляется ответчиком в целях осуществления предпринимательской деятельности, так как фактически по указанному адресу располагается частный детский сад. Таким образом, электрическая энергия, потребляется ответчиком для целей осуществления предпринимательской деятельности, а оплачивается по тарифу для населения, как потребляемая для бытовых нужд. Считает, что ответчик обязан оплатить разницу между стоимостью электроэнергии, рассчитанной по тарифу для населения, и стоимостью, рассчитанной по тарифу для прочих потребителей, исходя из следующего. Согласно статье 424 Гражданского кодекса РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Согласно пункту 3 статьи 23.1 Федерального закона РФ «Об электроэнергетике», на розничных рынках государственному регулированию подлежат цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей. В соответствии с пунктом 1 Правил определения и применения гарантирующим поставщиком нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 года №1179, нерегулируемые цены (ставки нерегулируемых цен) применяются к объемам покупки электрической энергии (мощности) потребителем (покупателем) у гарантирующего поставщика, из которых исключены фактические объемы покупки в целях обеспечения потребления электрической энергии населением и приравненными к нему категориями потребителей (далее - объемы покупки по нерегулируемой цене). Согласно пункту 5 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года № 442, на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) продается по нерегулируемым ценам, за исключением продажи электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей. Поставка электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. В соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 года №1178 (с изменениями) все потребители электрической энергии разделены на несколько групп: население; приравненные к населению категории, список которых приведен в Приложении № 1 к Основам ценообразования № 1178. В этот перечень входят СНТ, воинские части, ТСЖ и другие объединения граждан. Особо подчеркивается, что для включения в Перечень электроэнергия не должна использоваться ими для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности. Таким образом, ключевое значение при определении по какой цене потребитель будет рассчитываться за потребляемую электроэнергию (регулируемая и нерегулируемая цена) имеет цель ее потребления - на коммунально-бытовые нужды или для осуществления предпринимательской деятельности. По регулируемым ценам (тарифам) электрическая энергия может быть поставлена только населению и приравненным к нему категориям потребителей для ее использования в целях бытового потребления, то есть исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Из смысла действующего законодательства следует, что электрическая энергия, потребляемая для осуществления предпринимательской деятельности, должна оплачиваться по нерегулируемой цене (тарифу для прочих потребителей). 01.08.2021 года представителем АО «ЭнергосбыТ Плюс» была проведена проверка по адресу: ..., на предмет соблюдения потребителем требований законодательства, определяющих условия заключенного договора. В результате проверки выявлено нецелевое потребление электрической энергии, а именно, электрическая энергия используется потребителем для коммерческих целей, а именно для снабжения детского сада, о чем составлен акт проверки. Из смысла действующего законодательства следует, что электрическая энергия, потребляемая для осуществления предпринимательской деятельности, должна оплачиваться по нерегулируемой цене (тарифу для прочих потребителей). Разница между стоимостью электроэнергии, рассчитанной по тарифу для населения, и стоимостью, рассчитанной по тарифу для прочих потребителей, составила 68750 руб. 11 коп. Согласно статье 1107 Гражданского кодекса РФ, лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения. Таким образом, на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение в виде разницы между тарифом, применяемым при расчетах для населения и приравненных к нему категорий потребителей (регулируемая цена), и тарифом, применяемым для «прочих потребителей» (нерегулируемая цена). Истец просит суд взыскать с ФИО1 в пользу АО «ЭнергосбыТ Плюс» задолженность за фактически потребленную электрическую энергию в размере 68750 руб. 11 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2263 руб.

Определением суда от 04.05.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное унитарное предприятие коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» - Абдулинские коммунальные электрические сети».

Определением суда от 04.05.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Белочка» общеразвивающей направленности.

Определением суда от 04.05.2022 года исключен из числа третьих лиц ПАО «Россети Волга» в лице филиала «Оренбурэнерго».

В судебном заседании представитель АО «ЭнергосбыТ Плюс» ФИО2, действующий на основании доверенности от 08.02.2022 года, заявленные в исковом заявлении требования подержал, просил удовлетворить.

Ответчик ФИО1 и представитель третьего лица Частного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Белочка» общеразвивающей направленности ФИО3 возражали против удовлетворения исковых требований, просили отказать.

Представитель третьего лица филиала ГУП коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» - Абдулинские коммунальные электрические сети», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном ходатайстве просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, поддерживает исковые требования АО «ЭнергосбыТ Плюс».

Заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 540 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Под бытовыми нуждами понимается использование товаров (работ, услуг) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

На основании пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354, под коммунальной услугой понимается подача потребителям коммунального ресурса с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Таким образом, потребление электроэнергии на коммунально-бытовые нужды должно подтверждаться использованием помещения, в котором она потребляется, для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 04.05.2022 года жилой дом площадью ... кв.м, расположенный по адресу: ..., зарегистрирован на праве собственности за ФИО1 чем.

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 19.05.2022 года следует, что по адресу: ..., зарегистрировано частное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белочка» общеразвивающей направленности.

Учет поставленной электрической энергии осуществляется по лицевому счету №<***>, открытому в целях расчетов с бытовым абонентом ФИО1

В силу статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения).

Согласно пункту 84 Основных положений, стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии (далее - стоимость объема бездоговорного потребления) рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X настоящего документа.

Пунктом 121 Основных положений предусмотрено, что при выявлении факта бездоговорного потребления сетевая организация (лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии), к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, составляет в присутствии такого лица или его представителя в соответствии с разделом X настоящего документа акт о неучтенном потреблении электрической энергии, в котором указывает определяемые в соответствии с настоящим пунктом дату и время введения полного ограничения режима потребления в отношении такого лица, а также характеристики энергопринимающих устройств, в отношении которых вводится полное ограничение режима потребления.

Согласно пункту 167 Основных положений субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.

В соответствии с пунктом 192 Основных положений по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление. Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем. Пунктом 193 Основных положений предусмотрено, что в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться: данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).

Представителем энергоснабжающей организации инженером энергоинспекции Западного отделения ФИО4 была проведена проверка по адресу: ..., в целях соблюдения потребителем ФИО1 чем требований законодательства, определяющих условия заключенных договоров энергоснабжения. В результате проверки выявлено нецелевое потребление электрической энергии, а именно: электрическая энергия используется потребителем для коммерческих целей, то есть для снабжения детского сада, о чем составлен акт проверки.

Соответственно, электроэнергия потреблялась ответчиком в целях осуществления предпринимательской деятельности. Вместе с тем, поставляемая электроэнергия оплачивалась ответчиком по тарифу для населения, как потребляемая для бытовых нужд.

Истец считает, что у ответчика возникло неосновательное обогащение за период с апреля 2019 года по июль 2021 года в виде разницы между стоимостью электроэнергии, оплаченной по тарифу «население» и суммой, подлежащей оплате в указанный период по тарифу «прочие потребители» в размере 68750 руб. 11 коп.

Согласно пункту 155 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства от 04.05.2012 года №442, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе парафирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспегмерского управления, а также проводят проверки не предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.

Постановлением Правительства №1178 от 29.12.2011 года «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» определен перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам). Данный перечень является закрытым и не содержит лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Таким образом, расчет стоимости потребленной электрической энергии за период с апреля 2019 года по июль 2021 года должен производиться по нерегулируемым ценам.

В соответствии с пунктом 86 Основных положений, предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию (далее - предельные уровни нерегулируемых цен) за соответствующий расчетный период рассчитываются по первой ценовой категории - для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется в целом за расчетный период. Предельные уровни нерегулируемых цен дифференцируются по уровням напряжения в соответствии с дифференциацией применяемых при определении предельных уровней тарифов (ставок тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, а также предельные уровни нерегулируемых цен дифференцируются по группам (подгруппам) потребителей.

Согласно пункту 87 Основных положений, гарантирующие поставщики рассчитывают значения предельных уровней нерегулируемых цен по формулам расчета предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) и их составляющих согласно Правилам определения и применения, гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года №1179. Согласно пункту 98 Основных положений, предельные уровни нерегулируемых цен для ценовых категорий, предусмотренных пунктом 86 Основных положений, публикуются гарантирующим поставщиком на его официальном сайге в сети «Интернет» или с официальном печатном издании по форме согласно Правилам определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) (утвержденных Постановлением Правительства от 29.12.2011 года №1179) не позднее чем через 15 дней после окончания расчетного периода. Все значения предельных нерегулируемых цен были размещены на сайте АО «ЭнергосбыТ Плюс».

Поскольку ФИО1 использует поставленную в жилом доме электроэнергию не для личных, бытовых нужд, следовательно, отсутствуют основания для применения в расчетах с ним тарифа «для населения». В связи с этим истец правомерно произвел перерасчет за потреблённую электрическую энергию по нерегулируемым ценам за период с апреля 2019 года по июль 2021 года.

Доводы ответчика ФИО1 о том, что частное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белочка» не осуществляет предпринимательскую деятельность в связи с чем не может применяться расчет тарифа по нерегулируемой цене за электрическую энергию, основаны на неверном толковании действующего законодательства по следующим основаниям. Согласно пункту 67 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 года №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности), приведен в приложении № 1. В указанном приложении установлен перечень лиц, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности. Данный перечень расширительному толкованию не подлежит. Общим критерием отнесения потребителей электрической энергии к категории «население» является ее использование на коммунально-бытовые нужды и неиспользование для коммерческой (профессиональной) деятельности. Отсюда следует, что осуществление деятельности детского сада «Белочка» в организационно правовой форме частного дошкольного образовательного учреждения не имеет юридического значения для отнесения такого потребителя к категории «население», поскольку не входит в перечень Приложения №1 к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2011 года №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».

Согласно пункту 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, определяются тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности) и их характеристики: «базовые потребители», «население», и «прочие потребители». К тарифной группе «население» относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).

Таким образом, тариф для группы «население» применяется в случаях, когда электроэнергия как коммунальная услуга предоставляется гражданам для обеспечения их бытовых нужд.

В результате потребления ФИО1 электроэнергии в коммерческих целях, а не для бытовых нужд, и, соответственно, оплаты потребленной электроэнергии по более низкому тарифу, установленному для населения, по сравнению с тарифом для прочих потребителей, истец недополучил денежные средства в размере68750 руб. 11 коп., исходя из расчёта за период сапреля 2019 года по июль 2021 года, что подтверждается представленным истцом расчетом о суммах начислений за указанный период по нерегулируемому, свободному тарифу «прочие потребители».

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Из данной нормы следует, что неосновательное обогащение возникает при отсутствии правовых оснований для приобретения или сбережения имущества за счет другого лица.

Для возникновения неосновательного обогащения необходимо наличие одновременно следующих условий: обогащения одного лица за счет другого лица и приобретение или сбережение имущества без предусмотренных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.

При таких обстоятельствах, суд находит требования АО «ЭнергосбыТ Плюс» о взыскании с ФИО1 задолженности за фактически потребленную электрическую энергию в размере 68750 руб. 11 коп. обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, предусматривающей, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в случае, если иск удовлетворен частично, указанные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых.

В исковом заявлении АО «ЭнергосбыТ Плюс» просит взыскать с ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2263 руб., которые подтверждаются представленным в материалы дела платежным поручением №11569 от 11.04.2022 года.

Поскольку исковые требования АО «ЭнергосбыТ Плюс» удовлетворены, понесенные истцом судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, подлежат взысканию с ответчика ФИО1 в размере 2263 руб.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» к ФИО1 чу о взыскании задолженности за фактически потребленную электрическую энергию удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 ча в пользу Акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» задолженность за фактически потребленную электрическую энергию в размере 68750 рублей 11 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2263 рубля.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Абдулинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.В. Ильина

<данные изъяты>